Диагностика

14 января 2021 21:47

ADOS-2

План диагностического обследования при аутизме. Издание второе

Catherine Lord, Ph.D., Michael Rutter, MD, FRS, Pamela C. DiLavore, Ph.D., and Susan Risi, Ph.D.

Авторские права © 2012, Western Psychological Services, USA

Адаптация на русском языке © 2016, Giunti O.S. А. Сорокин, Е. Давыдова, К. Салимова при участии Е. Пшеничной

Обследуемые Лица с подозрением на аутизм

Продолжительность 35-40 мин.

Согласно «Договору передачи интелектуальной собственности № 20-Р-2020», ЧРОО «Крылья» получила право на использование данной методики от представителя компании Guinti Psychometrics.

ADOS-2 является второй версией «Плана диагностического обследования при аутизме». Это стандартизированная методика, позволяющая при наличии подозрения на расстройства аутистического спектра оценивать особенности общения, социального взаимодействия и игры. Структурированные виды деятельности и материалы методики позволяют создать стандартные ситуации, в которых могут проявиться формы поведения, важные для диагностики аутизма.

ADOS-2 включает в себя пять модулей, для прохождения каждого требуется 40-60 минут. Для каждого обследуемого используется только один модуль, который соответствует определенному уровню развития экспрессивной речи и возрасту:

- модуль 1 применяется для детей, которые не используют фразовую речь для общения;

- модуль 2: для детей, которые используют фразовую речь, но не говорят бегло;

- модуль 3: для бегло говорящих детей;

- модуль 4: для бегло говорящих подростков и взрослых;

Кроме того, в ADOS-2 впервые входит модуль T для обследования детей ясельного возраста (до 30 месяцев), при помощи которого можно определить степень риска развития расстройств аутистического спектра. Каждый из вышеуказанных модулей предлагает стандартные виды деятельности (задания), позволяющие наблюдать за формами поведения, важными для диагностики расстройств аутистического спектра на разных уровнях развития и в разном возрасте.

CASD

Опросник расстройств аутистического спектра Susan Dickerson Mayes, PhD

Авторские права Stoelting Co, США

Адаптация на русском языке Giunti O.S., Е. Литвиненко, Под общей редакцией: А. Сорокина

Обследуемые Лица с подозрением на аутизм

Согласно «Договору передачи интелектуальной собственности № 58-Р-2020», ЧРОО «Крылья» получила право на использование данной методики от представителя компании Guinti Psychometrics.

Опросник расстройств аутистического спектра (CASD) предлагает быстрый и надежный способ диагностики аутизма у детей независимо от уровня их умственного развития и степени проявления аутизма. Отмечается наличие или отсутствие 30 характерных симптомов, что позволяет дифференцировать РАС от других нарушений развития. CASD способен выявить детей с аутизмом с точностью 99,5%. Данные CASD согласуются с общепризнанными методиками диагностики аутизма на 93–98%, а также на 90% совпадают при заполнении опросника клиницистами и родителями.

CASD основывается на 35-летнем опыте клинической работы с детьми с аутизмом, а также на данных, собранных с помощью родителей, учителей и врачей, которые описывали наиболее часто встречающиеся симптомы. CASD представляет собой обобщение этих симптомов, представленных и описанных в публикациях.

CASD предназначен для детей в возрасте от 1 до 16 лет. Для его заполнения родителям или врачам требуется не более 15 минут. 30 симптомов, представленных в опроснике, считаются наличествующими или отсутствующими.

LEITER-3

Международные шкалы продуктивности, третье издание

Гейл Х. Ройд, Люси Дж. Миллер, Марк Помплан, Крис Кох.

Русская версия под редакцией Александра Сорокина

Авторские права Stoelting (США)

Авторы Гейл Х. Ройд, Люси Дж. Миллер, Марк Помплан, Крис

Кох., Русская версия под редакцией Александра Сорокина

Адаптация для России Giunti Psychometrics

Обследуемые Люди в возрасте 3-75 лет, в том числе люди с особыми потребностями

Согласно «Договору передачи интелектуальной собственности № 22-Р-2020», ЧРОО «Крылья» получила право на использование данной методики от представителя компании Guinti Psychometrics.

Leiter-3 – современный тест невербального интеллекта и когнитивных функций у взрослых и детей от 3-х лет. В процессе тестирования с помощью данной методики все задания предъявляются без использования речи. Это делает Leiter-3 адекватным инструментом обследования тех групп испытуемых, для которых вербальные инструкции оказываются слишком сложными для выполнения. В первую очередь, методика Leiter-3 была разработана для людей с серьезными расстройствами общения, аутизмом, задержкой психического развития, трудностями обучения, расстройствами слуха, синдромом дефицита внимания, нарушениями моторного развития, черепно-мозговыми травмами, разнообразными неврологическими нарушениями пожилого возраста (например, болезнями Альцгеймера, Паркинсона, слабоумием). Кроме того, тест успешно работает с людьми, для которых русский язык не является родным. Методика Leiter-3 используется как в группе патологии, так и в группе нормы. Тест содержит широкий диапазон сложности вопросов, благодаря чему с его помощью можно диагностировать как умственную отсталость, так и одаренность. Leiter-3 позволяет не только своевременно выявить нарушения интеллекта, внимания и памяти, но также может использоваться для исследования в динамике, так как субтесты чувствительны даже к небольшим изменениям когнитивных функций. Тест обеспечивает оценку IQ, оценку процентильного и возрастного эквивалента для каждого субтеста.

В отличие от других тестов IQ, Leiter-3 измеряет только текучий, а не кристаллизованный интеллект, что позволяет оценить интеллектуальные способности и потенциал человека, а не его знания. Leiter-3 имеет высокую конкурентную валидность с другими эталонами оценки интеллекта, такими, как WISC-IV, WAIS-IV, Матрицы Равена.

Диагностическая методика «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев»

Диагностическая методика «Развитие детей в возрасте младше 3,5 лет» является адаптированным вариантом двух диагностических шкал:

Шкала KID – Кентская шкала оценки развития младенцев (Kent Infant Development Scale; KID Scale), разработанная группой сотрудников Кентского университета (США) под руководством профессора Жанет Рейтер

Шкала RCDI – шкала оценки развития ребенка (Child Development Inventory; CDI), разработанной доктором Гарольдом Айртоном (Миннеаполис, США).

Обе шкалы обладают достаточной надежностью и валидностью, информация об этом представлена в научных статьях. Авторы обеих шкал передали директору Института раннего вмешательства права на перевод, адаптацию, стандартизацию и распространение шкал. Сотрудники Института раннего вмешательства в течение 6 лет (1994-2000) осуществляли работу по адаптации шкал для русскоязычных специалистов и созданию на их основе компьютерной диагностической методики «Развитие детей в возрасте младше 3,5 лет».

В настоящий момент АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» http://eii.ru/ обладает исключительными правами на данную методику.

Согласно «Лицензионному договору №32/krc», ЧРОО «Крылья» получила право на использование данной методики.

Цели использования

Скрининговая оценка развития ребенка в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев для определения нуждаемости ребенка в услугах ранней помощи.

1.Углубленная оценка уровня развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по основным сферам: познание, общение и речь, крупная и мелкая моторика, самообслуживание, социальное взаимодействие.

2.Построение профиля развития ребенка.

3.Оценка функционирования ребенка в ежедневных жизненных ситуациях.

4.Определение зоны ближайшего развития ребенка для построения Индивидуальной программы ранней помощи.

5. Определение зоны ближайшего развития ребенка для построения Индивидуальной программы ранней помощи.

6. Отслеживание динамики развития ребенка и эффективности Индивидуальной программы ранней помощи.

Тест VB-MAPP

The Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program – тестирование навыков, разработанное в 2008 г. Марком Сандбергом, и с тех пор активно применяется в практике Прикладного анализа поведения.

Как известно, самый интеллектуальный процесс у человека – это речь. Развитие речи оказывает значительное влияние на развитие познавательных процессов (мышление, внимание, память, воображение), общее психологическое развитие и формирование сферы межличностного взаимодействия. Именно поэтому если специалист наблюдает задержку речевого развития, то впоследствии наступает момент, когда задержка речи влечет за собой вторичную задержку психического развития. Уровень развития речи — очень важный показатель развития любого ребенка. Тест VB-MAPP поможет определить актуальный уровень развития речи ребенка и разработать индивидуальную подробную программу развития речи ребенка, подходит для любого ребенка с задержкой развития речи, прежде всего, для ребенка с аутизмом.

Тест VB-MAPP предназначен для того, чтобы:

исследовать, как развиты навыки (вехи развития, в т.ч. речевые) у конкретного ребенка по сравнению с уровнем развития навыков у типично развивающихся сверстников;

определить, что именно мешает усваивать навыки (тестирование преград обучения);

определить, как именно нужно обучать ребенка, на основании сформированных навыков, необходимых для обучения в натуральной среде (один на один, микрогруппа, группа)

в какой последовательности обучать, и насколько подробно будет расписана программа.

Основная цель тестирования вербальных навыков — определение актуального, начального уровня навыков ребенка и составление индивидуальной обучающей программы и программы по развитию речевых навыков.

тестирование VB-MAPP проводит специалист по АВА-терапии ЧРОО «Крылья».

ABLLS-R®

Инструмент оценки ABLLS-R® состоит из двух частей — Протокола ABLLS-R® и Руководства по проведению тестирования, разработанных доктором Джеймсом Партингтоном (BCBA-D, Ph. D).

Этот инструмент создан для того, чтобы не только оценить уровень развития навыков, но и помочь родителям и специалистам установить, какие умения нужны ребенку для того, чтобы эффективно взаимодействовать сокружающими и обучаться в повседневной жизни.

ABLLS-R® дает возможность оценить навыки ребенка в 25 областях, в том числе: сотрудничество (A), визуальное восприятие (B), навыки просьбы (F), навыки ведения диалога (H), навыки генерализации (P) и другие. Задачи в каждой области распределены по уровню возрастания сложности. Области, связанные с речевым развитием, построены на базе труда Скиннера «Вербальное поведение» (1957). Оценка позволяет родителям и профессионалам определять проблемы, которые мешают формированию функциональной коммуникации и приобретению новых навыков в повседневной жизни.

тестирование VB-MAPP проводит специалист по АВА-терапии ЧРОО «Крылья»

ЧАСТЬ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СПЕЦИАЛИСТАМИ ЧРОО «КРЫЛЬЯ», ПРИОБРЕТЕНА В РАМКАХ ПРОЕКТА «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РИСКОМ РАЗВИТИЯ СТОЙКИХ НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА СЛУЖБОЙ РАННЕЙ ПОМОЩИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ», РЕАЛИЗУЕМОГО ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФОНДА ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ.

#КрыльяAutism #ФондПрезидентскихГрантов #ADOS2 #Leiter3 #CASD #РанняяПомощь #AutismEurope

Закажите обратный звонок

Оставьте заявку