Семинар «Инклюзивное образование в российской школе: проблемы и возможности». 14- 15 апреля. Нижний Новгород.

16 апреля 2018 13:47

seminar-nn

14-15 апреля по приглашению РОО "Контакт" (г. Москва) специалисты ЧРОО "Крылья" и ЧДОУ "Дошкольная Академия" приняли участие в двухдневном Семинаре "Инклюзивное образование в Российской Школе: проблемы и возможности" в г. Нижний Новгород. Педагоги и родители имели возможность узнать много полезного о возможностях инклюзивного образования в российских образовательных учреждениях, правах детей с ОВЗ, обязанностях администрации по организации обучения особых детей, методиках преподавания и опыте создания ресурсных классах для детей с расстройствами аутистического спектра. Семинар прошел при активном участии специалистов общественной организации РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт».

Ольга Погонина, учитель школы «Интеллектуал» и волонтер РОО «Контакт», рассказала об идее инклюзивного образования как такового. Она подчеркнула, что важно не только то, что дети с ОВЗ имеют право получать образование рядом с домом и проживая в родительской семье, но и то, что инклюзивное образование является наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями в отношении инвалидов и людей с особенностями поведения. Формы инклюзивного образования могут быть разные и включение ребенка в образовательную систему наравне с остальными может проходить постепенно: от обучения в отдельном классе с участием в общешкольных мероприятиях до полной инклюзии, когда ребенок 100% времени проводит в обычном классе. Погонина рассказала о дополнительных правах, которые есть у ребенка с ОВЗ, о процедуре создания адаптированной программы обучения, обязанности тьютора и ассистента, распределении задач между учителем обычного класса, тьютором, куратором ресурсного класса, если он создан в конкретной школе.

Ирина Кулешова, дефектолог, куратор ресурсных классов, провела занятие на тему "Организация взаимодействия родителей и образовательного учреждения: чем мы можем помочь друг другу?", а Мария Калач, куратор проекта "Ресурсная школа", рассказала, как работать с документами при работе с детьми с ОВЗ. 

С точки зрения трудовых прав педагогов наиболее значимым был доклад юриста профсоюза «Учитель» Юрия Варламова «Ставки, нормы, оплата труда. Трудовые права педагогов в инклюзивном образовании». Варламов постарался ответить на следующие вопросы: Кто участвует в создании инклюзивной среды в образовательной организации? Каковы зоны ответственности задействованных работников? Каковы условия труда и порядок оплаты труда таких работников? С какими трудностями сталкиваются образовательные организации и работники при создании инклюзивной среды с точки зрения трудового права?

Юрист рассказал о содержании профстандартов работников, задействованных в обеспечении инклюзивного образования, и нормативных актах, регулирующих эту сферу, продолжительности рабочего времени. Как выяснилось из дискуссии с участниками семинара, законодательство как обычно не успевает за жизнью из-за чего возникает множество проблемных ситуаций. Например, какой должна быть продолжительность рабочего времени воспитателя, если в группе нормотипичных дошкольников появляется два ребенка с ОВЗ? С одной стороны, этот воспитатель осуществляет уход за детьми с ОВЗ и, значит, его рабочая неделя должна быть 25 часов. Но учредители образовательных учреждений трактуют эту норму закона так, что сокращенная рабочая неделя установлена только для коррекционных групп — где все дети с ОВЗ. Как добиться права на льготу? Еще одна острая проблема — формирование штатного расписания учреждения. По закону такое право закреплено за образовательным учреждением и если у него достаточно средств (с учетом повышающего коэффициента на обучение ребенка с ОВЗ), то оно может открывать необходимое количество ставок. Но на практике, как отметили педагоги, без согласия учредителя открыть такие ставки крайне сложно. А некоторые управления образования совершенно убеждены в том, что определять штатное расписание — в их полномочиях. Тем не менее, в Нижнем Новгороде уже работает 9 школ с инклюзивным образованием и их положительный опыт был озвучен на семинаре. 

Семинар завершился методическими занятиями по обучению детей с ОВЗ и тренингом по решению конфликтов в образовательных учреждениях. Специалисты РОО «Контакт» поделились своим опытом создания ресурсных классов и налаживания взаимодействия с родителями нормотипичных детей, администрацией школы, техническим персоналом школ — особый ребенок требует особого внимания. Мария Калач, учитель начальных классов, работающий с детьми в одной из лучших инклюзивных школ Москвы, рассказала о новейших методиках, которые применяются ей на занятиях с детьми. Она посвятила много времени возможным способам решения потенциально сложных моментов при организации инклюзивного пространства, а также привела несколько примеров своей работы в видеоформате. «Все это очень непросто, но возможно», - так обобщают активисты РОО «Контакт» свой опыт создания ресурсных классов.

Закажите обратный звонок

Оставьте заявку