Общественная организация «Крылья» неустанно работает над улучшением жизни детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и их семей. В основе деятельности организации лежит комплексный подход, включающий в себя образовательные программы, реабилитационные мероприятия, а также поддержку и консультирование родителей. «Крылья» не просто предоставляет услуги, а создаёт целую экосистему поддержки, направленную на социальную адаптацию и интеграцию детей с РАС в общество.
Одним из интересных проектов организации является создание Ресурсного центра иппотерапии и адаптивного конного спорта – уникальной площадки, призванной улучшить качество жизни этих детей посредством терапевтического воздействия лошадей.
Проект выходит далеко за рамки обычных реабилитационных мероприятий. Его цель – формирование полноценной инфраструктуры для развития адаптивного конного спорта в регионе. Главная идея центра – использовать лошадей для лечения и развития детей. Занятия с лошадьми помогают детям:
- Лучше двигаться: улучшается координация, равновесие, сила мышц.
- Развивать речь и общение: общение с лошадью и другими детьми на занятиях помогает детям лучше понимать и выражать свои эмоции.
- Стать увереннее в себе: уход за лошадью и верховая езда развивают ответственность и самостоятельность.
- Снимать стресс и тревогу: лошади оказывают успокаивающее воздействие.
Центр работает не один, а вместе с разными специалистами, конными клубами, экспертами и Министерством спорта Чувашии. Это позволяет делать занятия ещё более эффективными и доступными.
Специалисты центра уже провели занятия для детей и обучили других специалистов и родителей, как правильно работать с детьми с особенностями развития, используя иппотерапию. Все это стало возможным благодаря поддержке Национальной федерации иппотерапии и адаптивного конного спорта из Москвы.
Здесь дети могут стать сильнее, увереннее и счастливее, общаясь с лошадьми и получая необходимую помощь от опытных специалистов.
Благодаря «Крыльям» в Чувашии был реализован еще один важный проект, который помогает детям с аутизмом и другими особенностями развития плавно переходить из детского сада в школу и дальше учиться. Проект «Преемственность и маршруты сопровождения дошкольного и начального общего образования обучающихся с РАС и другими ментальными нарушениями развития» помогает раскрыть способности каждого ребёнка и поддержать его семью.
Главная задача – сделать так, чтобы переход из одного этапа обучения на другой был максимально комфортным и эффективным. Для этого специалисты проекта:
- Оснастили кабинеты и центры всем необходимым для занятий с такими детьми.
- Обучили специалистов: учителей, воспитателей, психологов и других, кто работает с детьми с особенностями.
- Провели много семинаров и конференций: на них обсуждали, как лучше организовать обучение и поддержку детей с аутизмом, приглашали экспертов со всей России. Родители тоже участвовали!
- Разработали специальные маршруты обучения: это как дорожная карта, которая показывает, как ребёнку лучше учиться – дома, в специальной школе или вместе с другими детьми в обычной школе. Эта карта помогает всем – учителям, родителям – понимать, что нужно делать, чтобы ребёнок развивался.
Благодаря проекту, дети с особенностями развития получают поддержку на всех этапах обучения – от детского сада до начальной школы. Проект заботится о том, чтобы все – цели обучения, методы, задания – были подобраны специально для каждого ребёнка, чтобы он мог учиться и развиваться наилучшим образом. Этот проект – важная помощь семьям и детям, делающая жизнь ярче и успешнее.
В одной из чебоксарских школ (№30) «Крылья» открыли специальный класс для детей с аутизмом – «ресурсный класс». Этот класс помогает детям с аутизмом, у которых есть сложности с поведением, общением и учёбой. Это стало возможным благодаря реализации проекта «Ресурсное пространство для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательном учреждении».
Главная цель – дать этим детям возможность учиться в обычной школе, учитывая их особенности. В классе используют специальные методы обучения, которые доказали свою эффективность. Эти методы помогают детям лучше понимать задания и справляться с трудностями.
В команде проекта работают специалисты, которые хорошо знают, как работать с аутизмом. Они помогают учителям и воспитателям адаптировать школьную программу под каждого ребёнка, учитывая его сильные и слабые стороны. Специалисты также проводят обследования, чтобы понять, в чём именно ребёнку нужна помощь, и составляют индивидуальный план обучения. Родители тоже получают поддержку и консультации.
Проект уже получил признание – он вошёл в каталог лучших социальных практик Приволжского федерального округа. Это значит, что подход, используемый в ресурсном классе, действительно помогает детям с аутизмом успешно учиться и развиваться. Этот класс – пример того, как можно организовать инклюзивное образование и дать детям с аутизмом равные возможности.
В Чувашии работает Центр развития социально-коммуникативных навыков «Крылья», который помогает детям с особенностями развития научиться общаться и взаимодействовать с окружающими. Центр создан для детей, которым сложно общаться и у которых есть трудности с поведением.
Центр использует современные и проверенные методы, чтобы помочь детям лучше общаться. Понимание того, что общение – это не только слова, но и эмоции, жесты, играет здесь ключевую роль. Поэтому специалисты работают не только над речью, но и над тем, как дети понимают и выражают свои чувства. Для этого используются различные методы, включая специальные способы общения, если ребёнку сложно говорить словами.
Каждому ребёнку в Центре составляется индивидуальный план развития, учитывающий его особенности. Специалисты центра работают не только с детьми, но и с их семьями, чтобы помочь им лучше понимать и поддерживать своих детей.
В республике успешно развивается адаптивное тхэквондо – вид спорта, специально адаптированный для детей с аутизмом и другими особенностями развития. Проект «Развитие адаптивного тхэквондо в Чувашской Республике» использует лучшие мировые практики и опыт специалистов центра «Крылья».
Занятия тхэквондо проходят в специально оборудованном зале. Главное – это не просто спорт, а способ помочь детям:
- Развить физические навыки: улучшить координацию, силу, выносливость.
- Научиться дисциплине и самоконтролю: тхэквондо учит сосредоточенности и управлению своими эмоциями.
- Повысить самооценку: успехи на тренировках и соревнованиях укрепляют веру в себя.
- Построить социальные связи: занятия проходят в группе, что помогает детям общаться и взаимодействовать со сверстниками.
Проект включает не только тренировки, но и обучение тренеров, проведение открытых уроков и мастер-классов. Важно, что в тренировках принимают участие как дети с особенностями развития, так и обычные дети – это помогает создать инклюзивную среду, где все чувствуют себя комфортно.
Проводятся и соревнования, где дети с аутизмом могут участвовать вместе со своими сверстниками. Тхэквондо становится не просто спортом, а эффективным инструментом помощи детям с особенностями развития.
«Крылья» применяют новый современный метод диагностики для детей с аутизмом и другими особенностями развития – это Nesplora, система нейропсихологической оценки с использованием виртуальной реальности. Центр «Крылья» получил лицензию на использование этой методики, которая уже применяется в 24 странах мира.
Nesplora – это не просто тесты, а увлекательные игры в виртуальной реальности. Благодаря этому, дети чувствуют себя комфортно и охотно участвуют в процессе. Система позволяет специалистам оценить внимание, память, планирование, способности к обучению и многое другое. Это помогает понять, какие именно трудности испытывает ребёнок и какие виды помощи ему необходимы.
Nesplora помогает не только выявить особенности развития, но и спланировать дальнейшую работу – разработать индивидуальный маршрут развития ребёнка, подобрать нужные методы обучения и поддержки. Это важный шаг к созданию эффективной системы помощи детям с ментальными нарушениями в Чувашии.
Проект Творческая VR-мастерская «РАСтворение» помогает детям и подросткам с аутизмом раскрыть свой творческий потенциал. Главное отличие мастерской – использование виртуальной реальности (VR).
Что такое VR? Это технологии, которые создают искусственный мир, максимально похожий на настоящий. Дети надевают специальные очки и попадают в удивительное виртуальное пространство, где могут рисовать, лепить и создавать что угодно, не ограничиваясь реальными рамками и материалами.
В «РАСтворении» дети с аутизмом и другими ментальными особенностями развития под руководством опытных наставников занимаются творчеством в этом виртуальном мире. VR-технологии позволяют:
Снизить тревожность: виртуальная среда безопасна и контролируема, что очень важно для детей с аутизмом.
Развить воображение и креативность: VR открывает безграничные возможности для самовыражения.
Улучшить мелкую моторику: рисование и моделирование в VR тренируют координацию движений.
Повысить коммуникативные навыки: работа в группе и общение с наставниками помогают детям развивать социальные навыки.
Проект «РАСтворение» – это не только творческая мастерская, но и место для социальной адаптации и реабилитации детей и их семей. VR-технологии становятся мощным инструментом, помогающим детям с аутизмом раскрыть свои таланты и лучше адаптироваться к жизни в обществе.
В Чувашии реализуется важный проект, направленный на улучшение жизни детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Проект «Создание условий для сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в социальной сфере на территории Чувашской Республики» помогает обеспечить этим детям необходимую поддержку в социальной сфере.
В рамках проекта проводились обучающие семинары для специалистов, работающих с детьми РАС в образовательных и реабилитационных учреждениях.
В центре «Крылья» открыта стажировочная площадка для подготовки специалистов в области кинезиотерапии (лечение движением), сенсорной интеграции (помощь в обработке сенсорной информации) и адаптивной физкультуры. Это позволяет обеспечить более широкий спектр специалистов, способных работать с детьми с РАС.
Создан реестр детей с РАС в Чувашской Республике, а также информационный сайт, посвященный вопросам комплексного сопровождения людей с РАС. Это обеспечивает доступ к актуальной информации для родителей и специалистов. Сайт содержит информацию о Концепции комплексного сопровождения и о проекте Приволжского федерального округа, посвященного непрерывному сопровождению детей и взрослых с особенностями ментального развития.
Проекты «Крылья» – яркий пример того, как грамотно организованные инициативы могут значительно улучшить жизнь детей с РАС и их семей. Благодаря «Крыльям», дети получают шанс расправить свои крылья и обрести уверенность в себе.