Работа с сенсорной интеграцией у детей с аутизмом: опыт Центра «Крылья»

Работа с сенсорной интеграцией у детей с аутизмом: опыт Центра «Крылья»

Сенсорная интеграция — это сложный процесс организации сенсорных сигналов, поступающих в мозг, благодаря которому формируются эффективные реакции организма, эмоции и поведение. Этот механизм лежит в основе нашей способности воспринимать окружающую среду и адекватно на нее реагировать. У людей с расстройством аутистического спектра (РАС) этот процесс зачастую нарушен, что приводит к различным проблемам в повседневной жизни.

Сенсорные системы и их значение

Всего существует семь основных сенсорных систем:

  • Зрительная система;
  • Слуховая система;
  • Тактильная система;
  • Проприоцептивная система (ощущение положения тела в пространстве);
  • Вестибулярная система (чувство баланса и движения);
  • Обонятельная система;
  • Вкусовая система.

Нарушение любой из этих систем может привести к значительным трудностям в восприятии мира и адаптации к нему. Например, некоторые люди с РАС могут испытывать гиперчувствительность к звукам, свету или прикосновениям, что вызывает у них сильное беспокойство и дискомфорт. Другие, наоборот, могут иметь сниженную чувствительность, что затрудняет восприятие окружающей среды.

Центр «Крылья»: зал сенсорной интеграции

«Крылья» создали несколько специальных сенсорно-динамических пространств, где выстроены идеальные условия для работы с детьми. Эти залы оборудованы различными устройствами и материалами, позволяющими стимулировать все сенсорные системы:

  1. Балансировочные платформы и качели помогают развивать вестибулярную систему и чувство равновесия.
  2. Мягкие маты и подушки создают безопасную среду для тактильных ощущений.
  3. Световые панели и проекторы используются для стимуляции зрительной системы.
  4. Музыкальное оборудование помогает улучшить слуховую обработку.
  5. Тактильные панели и игрушки развивают осязание.
  6. Ароматические диффузоры и другие средства воздействуют на обонятельную систему.

Занятия в зале сенсорной интеграции доступны для детей в возрасте от 1,5 до 15 лет. Каждому ребенку разрабатывается индивидуальная программа занятий для работы специалистов над устранением сенсорных дефицитов. Занятия обычно проводятся не менее трех раз в неделю, что обеспечивает необходимый эффект от коррекции.

Пример успешного случая

Один из примеров успешной работы зала сенсорной интеграции в Центре «Крылья» связан с ребенком, который испытывал сильный страх перед посещением торгово-развлекательных центров. Огромный страх вызывал эскалатор. Для ребенка с повышенной чувствительностью вестибулярного аппарата, он очень неустойчив. Кроме этого, ярко мигающие вывески, громкая музыка, запах фудкортов: ребенок вынужден был закрывать уши и глаза. Для мамы поход в торговый центр, был целым испытанием.   После нескольких месяцев регулярных занятий с педагогом в сенсорном зале, мальчик стал значительно увереннее чувствовать себя в общественных местах. Теперь он спокойно ходит по магазинам и развлекательным центрам, наслаждаясь атмосферой и общением с другими людьми.

Диагностика нарушений сенсорной интеграции

Родители часто задают вопросы о том, можно ли самостоятельно диагностировать нарушения сенсорной интеграции у своего ребенка. Специалисты Центра «Крылья» подчеркивают, что незначительные отклонения от нормы могут быть незаметны для непрофессионалов. Однако родители могут заметить определенные признаки, которые требуют внимания:

  • Гиперчувствительность к определенным звукам, запахам, текстурам или свету;
  • Трудности с координацией движений;
  • Проблемы с концентрацией внимания;
  • Избегание определенных видов активности или ситуаций;
  • Чрезмерная разборчивость в еде, пищевая избирательность;
  • Желание умышленно врезаться в окружающие предметы и крушить все вокруг;
  • Нежелание качаться на качелях или скатываться с горок;
  • Повышенное желание спрыгивая с высоких мест (например мебель);
  • Очень сильное сжимание предметов (карандаш или ложку). Так крепко, что ими невозможно пользоваться;
  • Непоследовательность при выполнении повседневных задач;
  • Проблемы при поиске вещей в кармане, сумке или рюкзаке (на ощупь);
  • Беспокойно реагирует на обычные бытовые звуки, такие как шум пылесоса, фена и т.д.

Если у родителей возникают сомнения относительно поведения или реакций ребенка, они всегда могут обратиться за консультацией к специалистам Центра «Крылья». Опытные педагоги помогут провести диагностику и предложить подходящие методы коррекции.

Важность профессиональной помощи

Специалисты Центра «Крылья» настоятельно рекомендуют родителям обращаться за помощью к профессионалам при первых признаках проблем с сенсорной интеграцией. Ранняя диагностика и своевременная коррекция могут существенно улучшить качество жизни ребенка и способствовать его успешной социальной адаптации.

Работа с сенсорной интеграцией требует индивидуального подхода и внимательного наблюдения за каждым ребенком. В Центре «Крылья» созданы все условия для того, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свой потенциал и научиться эффективно взаимодействовать с окружающим миром.


Вы можете записать своего ребенка на одну из услуг нашего центра: АВА терапию, DIR/Floortime, сенсорную интеграцию, иппотерапию и адаптивный конный спорт, диагностику, интенсив. Пройти скрининговый тест в режиме он-лайн или оставить заявку на прохождение CASD теста

Подробнее

Что будем искать? Например,Человек

Мы в социальных сетях