Современные подходы к образованию детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) направлены на максимальную интеграцию их в общественную жизнь. Одной из таких моделей являются «ресурсные классы», которые успешно внедряются Центром «Крылья». Эти классы представляют собой специально организованные пространства, созданные для того, чтобы обеспечить детям с РАС максимально комфортные условия обучения и развития.
Что такое «Ресурсные классы»?
«Ресурсный класс» — это образовательная модель, которая позволяет детям с РАС и другими нарушениями развития учиться в обычной школе вместе со сверстниками, развивающимися типично. Основная цель модели «Ресурсный класс» — создать такие специальные образовательные условия для любого ученика с особенностями развития, чтобы он смог включиться в жизнь школы в своем индивидуальном темпе и обучаться в среде с наименьшими ограничениями. «Ресурсный класс» не является отдельным классом. Все ученики, которые получают помощь в рамках этой образовательной модели, зачислены в обычные, регулярные классы. И вся работа педагогов «Ресурсного класса» нацелена на то, чтобы ученик с РАС как можно чаще участвовал в уроках своего общеобразовательного класса.
Каждый ребенок с РАС имеет свои особенности восприятия информации, поведения и взаимодействия с окружающими. Поэтому индивидуальный подход является ключевым элементом образовательного процесса в «Ресурсном классе».
Коррекционная работа и основные задачи
Главная цель коррекционной работы с детьми с РАС заключается в постепенной интеграции их в социум. На школьном уровне эта задача решается через использование «Ресурсных классов». Здесь дети могут заниматься отдельными предметами, такими как математика, физика или русский язык, с индивидуальными тьюторами. Эти предметы часто вызывают наибольшие трудности у ребят с РАС, поэтому требуется особый подход и поддержка.
С другой стороны, доступные предметы, такие как изобразительное искусство (ИЗО) или физическая культура, дети посещают совместно с остальными учениками класса, но при этом находятся под наблюдением своего тьютора. Это позволяет постепенно вводить ребенка в коллективное обучение, обеспечивая ему необходимую поддержку.
Основные преимущества «Ресурсных классов»
- Индивидуальный подход. Каждый ребенок получает персональное внимание и помощь, исходя из его потребностей и возможностей.
- Создание комфортного пространства. «Ресурсный класс» становится местом, где дети могут отдохнуть, перевести дух после интенсивной учебной деятельности, восстановить эмоциональное равновесие и вернуться к учебе в более спокойном состоянии.
- Поддержка тьюторами. Присутствие тьютора помогает ребенку справиться с трудностями, возникающими в процессе учебы, и наладить взаимодействие с одноклассниками.
- Гибкость учебного процесса. Учебный план может корректироваться в зависимости от успехов и трудностей каждого ученика, что делает процесс обучения более эффективным.
- Обратная интеграция. Важно отметить, что модель «Ресурсных классов» предусматривает не только адаптацию детей с РАС к обычному классу, но и обратную интеграцию — когда обычные школьники приходят в ресурсную зону во время перемен и играют вместе с детьми с РАС. Это способствует развитию взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.
Кураторская деятельность
Важнейшую роль в работе «Ресурсных классов» играет Куратор — сертифицированный АВА специалист Центра «Крылья», т. к. эта инклюзивная модель образования основана на применении технологий прикладного анализа поведения (АВА). Его основная задача — отслеживать успехи и проблемы каждого ребенка, координировать действия тьюторов и учителей, а также обеспечивать методическую поддержку.
Ежемесячно проводятся видеоконференции, на которых кураторы обсуждают с тьюторами нежелательные формы поведения детей и разрабатывают стратегии коррекции. Кроме того, куратор осуществляет регулярную курацию: один раз в месяц он посещает школу лично, а также проводит одну онлайн-встречу с педагогическим составом. Ежедневно куратор получает отчеты от тьюторов, что позволяет оперативно реагировать на любые изменения в поведении и успеваемости детей.
Модель «ресурсных классов» Центра «Крылья» представляет собой инновационный подход к обучению детей с аутизмом, который сочетает индивидуальные потребности каждого ребенка с возможностями общей образовательной среды. Благодаря такому комплексному подходу, дети с РАС имеют больше шансов на успешную социализацию и развитие своих способностей.