Для того, чтобы добиться долгосрочных результатов в коррекции поведения людей с особенностями развития, аутизмом, проблемами общения и другими трудностями в обучении необходим комплексный подход, логичная и понятная структура среды обучения. Доктор Энди Бонди разработал модель, основанную на принципах функционального Прикладного анализа поведения (ABA-терапии), которая называется Пирамидальный подход к образованию.
Руководитель ABA-садика центра помощи детям с РАС «Крылья» Анна Михайлова рассказала об опыте практической реализации Пирамидального подхода, как попасть в садик и роли родителей в создании эффективной среды обучения и развития.
− Как именно в вашем детском АВА-саду применяется пирамидальный подход в образовании, и как он влияет на развитие детей с особыми потребностями?
Пирамидальный подход в образовании, особенно в контексте АВА, помогает организовать процесс обучения и поддержки детей с особыми потребностями.
Мы сосредоточены на развитии девяти основных навыков коммуникации: 1. Просьба дать предмет или выполнить действие. 2. Просьба о помощи. 3. Просьба о перерыве. 4. Ответ «Нет» на вопрос «Ты хочешь?» 5. Ответ «Да» на вопрос «Ты хочешь?» 6. Реакция на просьбу подождать. 7. Реакция на сообщение о смене деятельности. 8. Выполнение инструкций. 9. Следование расписанию.
Эти навыки помогают детям лучше взаимодействовать с окружающим миром и развивать важные социальные и учебные компетенции.
− Пирамидальный подход основан на принципах функционального прикладного анализа поведения (ABA — терапия). Можете вкратце рассказать о методике?
АВА-терапия – это наука о поведении. Мы используем принципы анализа поведения, чтобы помогать детям учиться новым навыкам и адаптироваться к окружающему миру. Основная идея заключается в том, что поведение можно изменить через систему поощрений и подкреплений. Например, если ребенок делает что-то хорошее, мы его хвалим или даем что-то приятное. Это помогает ему понять, какие действия приводят к положительным результатам.
Дети с особенностями развития часто сталкиваются с трудностями в общении, социальном взаимодействии и обучении. АВА-терапия помогает им развивать важные навыки, такие как речь, игра, самостоятельность и социальные взаимодействия. Я перечислю буквально несколько причин, почему этот подход так популярен:
Индивидуальный подход.
Каждый ребенок уникален, поэтому программа АВА подстраивается под конкретные потребности каждого ребенка. Мы работаем над теми областями, которые важны именно для вашего малыша.
Постепенное обучение.
Мы разбиваем сложные задачи на маленькие шаги, чтобы ребенку было легче их освоить. Постепенно он учится делать всё больше и больше.
Поощрения и мотивация.
Дети любят получать награды за свои достижения. В АВА мы используем различные виды поощрений, чтобы поддерживать интерес и мотивацию ребенка.
Репетиции и практика.
Повторение – мать учения. Чем чаще ребенок практикует новые навыки, тем лучше они закрепляются. Мы много времени уделяем практике, чтобы навыки становились автоматическими.
Работа в разных условиях.
Важно, чтобы дети могли применять полученные навыки не только дома, но и в других местах, например, в школе или магазине. Поэтому мы стараемся тренировать навыки в различных ситуациях.
Оценка прогресса.
Регулярная оценка позволяет нам отслеживать успехи ребенка и корректировать программу по мере необходимости. Это помогает достигать лучших результатов.
Пример из практики.
Представьте себе ситуацию: ваш ребенок не умеет просить о помощи, когда ему что-то нужно. С помощью АВА мы можем научить его сначала показывать жестами, а затем произносить слова. Сначала он может просто указать на предмет, потом научиться говорить “дай”, а со временем – формировать полные предложения. Этот процесс требует терпения, но результаты того стоят!
− Расскажите, пожалуйста, как проходит обычный день в садике? Что ожидает ребенка на занятиях?
В нашем садике мы стремимся создать комфортную и поддерживающую среду для ваших малышей. Обычный день здесь наполнен разнообразными занятиями, играми и интерактивными упражнениями, направленными на развитие важных навыков. Но в то же время он структурированный и предсказуемый, что помогает детям чувствовать себя комфортно и безопасно. Вот как может выглядеть типичный день:
Утро
День начинается с приветствия и утреннего круга. Мы собираемся вместе, чтобы поприветствовать друг друга, обсудить планы на день и настроить детей на продуктивную работу. Это время для установления контакта. Затем дети переходят к индивидуальным занятиям.
Индивидуальные занятия
Каждый ребёнок получает персонализированную программу, основанную на его потребностях и целях. Это могут быть занятия по развитию речи, социальных навыков, самообслуживанию или академическим дисциплинам. Например, одно занятие может быть посвящено обучению новому слову, другое – игре с детьми.
Во время этих занятий мы используем принципы АВА: разбираем сложные задачи на мелкие шаги, применяем систему поощрений и обратной связи, чтобы поддерживать интерес и мотивацию ребёнка.
Групповые занятия.
Помимо индивидуальных занятий, у нас проводятся групповые уроки. Это могут быть музыкальные занятия, арт-классы, спортивные игры или занятия по развитию социальных навыков. Такие занятия помогают детям учиться взаимодействию с другими, следовать правилам и развивать чувство коллективизма.
Занятие с логопедом с использованием «умного зеркала» Artikme.
Свободное время и перерывы.
Между занятиями предусмотрены перерывы, во время которых дети могут поиграть, отдохнуть и пообщаться друг с другом. Мы стараемся сделать эти моменты максимально полезными, интегрируя элементы обучения в игру.
Время на свежем воздухе — важная часть дня.
Дети могут играть на площадке, что способствует развитию физических навыков и взаимодействию с другими детьми.
Обеды и перекусы.
Во время обеда в саду дети учатся многим важным навыкам и социальным аспектам. Например, малыши учатся быть частью группы, что может помочь им развить чувство принадлежности; использование столовых приборов: навыки обращения с ложками, вилками развивают мелкую моторику; дети могут участвовать в совместных действиях, таких как помощь в сервировке стола или уборке, что способствует развитию навыков командной работы.
Таким образом, обед в детском саду предоставляет детям возможность развивать важные навыки в безопасной и поддерживающей среде.
Дневной сон.
Сон детей с РАС в детском саду требует особого внимания и индивидуального подхода. Создание комфортной и предсказуемой среды для сна может значительно улучшить качество отдыха детей и их общее самочувствие.
Прощание.
Дети прощаются с воспитателями и друзьями перед уходом домой
В целом, день в садике по АВА-терапии будет насыщенным, структурированным и ориентированным на развитие навыков вашего ребенка в безопасной и поддерживающей среде.
− Расскажите подробнее, как проходят ваши занятия с логопедом?
Занятия с логопедом начинаются с диагностики, чтобы понять, какие у вашего ребёнка есть сильные стороны и области, нуждающиеся в поддержке. После этого логопед ставит цели для занятий и начинает работать с ребёнком.
Занятия проходят с использованием специального зеркала Artikme. Это зеркало помогает детям лучше видеть себя и исправлять ошибки в речи. В нём ребёнок видит не только своё отражение, но и волшебный мир с персонажами, которые помогают ему выполнять задания. Зеркало показывает картинки и подсказки, делая занятия интереснее и понятнее.
Artikme помогает детям лучше понимать задания и улучшает их речь. Занятия с этим зеркалом делают обучение веселее и проще для детей с РАС.
− Каким образом набирается группа, берете всех желающих?
АВА-садик является частью разработанной «Крыльями» системы работы с детьми с особыми образовательными потребностями и для того, чтобы ваш ребенок смог попасть в этот садик, необходимо пройти несколько этапов. Давайте разберем их подробно:
Индивидуальные занятия по АВА (Прикладной анализ поведения). Прежде чем ребенок начнет посещать группу, обычно начинаются индивидуальные занятия. Это нужно для того, чтобы понять, в чем конкретно нуждается ваш малыш, и какие у него есть трудности. Специалисты АВА-Центров «Крыльев» проведут функциональную диагностику и разработают специальную программу обучения, которая будет учитывать потребности вашего ребенка. На этом этапе начинают работать над важными навыками, такими как общение, социальные взаимодействия и учеба.
Восполнение недостающих навыков Чтобы ребенок мог успешно участвовать в группе, ему нужно иметь определенные навыки. К ним относятся:
- Навыки общения (например, умение говорить или использовать другие способы общения).
- Социальные навыки (например, умение играть с другими детьми, соблюдать правила игры, ждать свою очередь).
- Саморегуляция (способность контролировать свои эмоции и поведение в разных ситуациях). Специалисты помогут вашему ребенку развить эти навыки, чтобы он мог комфортно чувствовать себя в группе.
Коррекция нежелательного поведения Если у вашего ребенка есть проблемы с поведением, такие как агрессия, разрушение вещей или чрезмерная активность, специалисты будут работать над тем, чтобы уменьшить эти проявления. Они научат ребенка более приемлемым способам поведения и помогут ему справляться с эмоциями.
Готовность к группе Когда основная часть индивидуальной программы выполнена, и ребенок уже обладает необходимыми навыками, специалисты решат, готов ли он к переходу в группу. Важно, чтобы ребенок мог справляться с разными ситуациями, которые могут возникнуть в группе, например, взаимодействовать с другими детьми, соблюдать правила и придерживаться расписания. Ребенок должен уметь контролировать свое поведение, чтобы не создавать трудностей ни себе, ни другим детям.
Итак, чтобы ваш ребенок попал в детский АВА-сад, нужно пройти несколько шагов: поработать индивидуально, устранить недостатки в навыках, скорректировать нежелательное поведение и подготовить ребенка к участию в группе. Все это делается с учетом его уникальных особенностей и потребностей.
Сколько человек в одной группе? Сейчас в нашем садике одиннадцать детей. У нас две группы: старшая и младшая. Обычно занятия проходят вместе, объединяя детей разного возраста, потому что это полезно для всех ребят. Мы сознательно ограничиваем количество детей, чтобы обеспечить индивидуальный подход и уделить каждому ребёнку максимум внимания. В нашей работе крайне важно, чтобы каждый ребёнок получал необходимую поддержку и развивался в своем темпе.
Что касается количества педагогов, у нас в штате восемь специалистов. Это сделано для того, чтобы соотношение педагогов к детям было высоким. Такой подход позволяет нам эффективно работать над каждым аспектом развития ребёнка, будь то речь, социальные навыки или академические дисциплины.
− Вы сказали, что с 11 детьми в садике работают 8 тьюторов. Один человек не справиться с такой группой?
Когда мы говорим об АВА-терапии, важно понимать, что каждый ребёнок уникален и требует индивидуального подхода. Наши педагоги работают в тесном сотрудничестве друг с другом, чтобы обеспечить каждому ребёнку необходимое внимание и поддержку. Это особенно важно, ведь у детей могут быть разные потребности и трудности.
Один педагог, конечно, не сможет эффективно работать сразу с несколькими детьми, обеспечивая качественный уровень обучения и коррекции поведения. Именно поэтому мы придерживаемся высокого соотношения педагогов к детям. Это позволяет нам гибко подходить к каждому занятию, учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка.
Кроме того, работа в команде даёт возможность обмениваться опытом и знаниями между специалистами, что повышает эффективность нашей работы. Мы постоянно находимся в контакте друг с другом, обсуждая успехи и трудности каждого ребёнка, чтобы вносить необходимые коррективы в программу.
Наши специалисты постоянно повышают свою квалификацию, чтобы применять опыт, методы и новые знания в своей работе. Прошли обучение по Пирамидальному подходу в образовании (Pyramid approach to education), методикам PECS (Picture Exchange Communication System) и Нумикон, прикладному анализу поведения (Applied behavior analysis, АВА). Также специалисты регулярно используют свои знания и опыт на индивидуальных занятиях в АВА-центрах «Крыльев». Куратор поведенческих программ «Крыльев» (Manager of Behavioral Programs – MBP) на регулярной основе проводит консультации и тренинги педагогов садика для повышения квалификации.
Так что, хотя на первый взгляд может показаться, что восьми педагогов слишком много для такого количества детей, на самом деле это оптимальное количество для обеспечения качественного образования и поддержки.
− Какую роль играют родители в процессе обучения? Нужно ли присутствовать на занятиях, заниматься дома?
Роль родителей в процессе АВА-терапии огромна. Их поддержка и участие – ключевые факторы успеха. Давайте разберёмся, как именно можно помочь своему ребёнку.
Присутствие на занятиях
Очень важно периодически посещать занятия, чтобы увидеть, как работает специалист, и понять, чему учится ваш ребёнок. Это даст вам возможность перенять некоторые техники и подходы, которые можно использовать дома.
Участие в разработке программы
Мы всегда ценим ваше мнение и учитываем ваши наблюдения. Совместно с вами мы определяем цели и задачи терапии, исходя из потребностей и интересов вашего ребёнка. Ваша обратная связь помогает нам корректировать программу и добиваться лучших результатов.
Поддержка дома
Домашние занятия – это важная часть процесса. Мы предоставляем рекомендации и материалы, которые помогут вам продолжать работу над навыками вне садика. Это может быть игра, чтение книг, выполнение простых заданий или повторение изученного материала. Даже небольшие усилия каждый день значительно ускорят прогресс.
Поощрение и мотивация
Ваше участие в поощрении и мотивации ребёнка тоже имеет большое значение. Похвала, поддержка и любовь создают благоприятную атмосферу для обучения. Чем больше положительных эмоций связано с процессом, тем эффективнее будет результат.
Постоянная коммуникация
Регулярные встречи и обсуждения с педагогами позволяют отслеживать динамику и вовремя вносить изменения в программу. Мы всегда открыты для диалога и готовы ответить на любые ваши вопросы. Помните, что вы – главный союзник вашего малыша, и ваша поддержка незаменима.
− Какие материалы и оборудование используются во время занятий?
Во время занятий мы используем специальные инструменты, чтобы помочь вашему ребенку лучше усвоить материал. Один из них называется «Нумикон» – это и методика, и набор наглядного материала, которые были придуманы в Великобритании в 1996-1998 годах, чтобы облегчить для детей изучение арифметики. Она помогает детям лучше понимать числа и математические понятия благодаря использованию разноцветных фигур и тактильных ощущений.
Еще одним инструментом является PECS-система (Система обмена изображениями). Это способ альтернативной коммуникации, который помогает детям, испытывающим трудности с речью, выражать свои мысли и желания с помощью карточек с картинками.
− Как оценивается прогресс ребенка?
Педагог начинает строить доверительные отношения с ребёнком, вовлекая его в игру и используя поощрения. Это помогает установить контакт и заинтересовать ребёнка в совместной работе. Когда ребёнок начинает сотрудничать, педагог оценивает его навыки, проверяя, что он уже умеет, а что ещё предстоит освоить. Для этой оценки часто используются инструменты VB-MAPP и ABLLS-R. Весь процесс проходит под наблюдением опытного специалиста (супервизора), который контролирует работу педагога.
Диагностика VB-MAPP проводится каждые шесть месяцев. На основе полученных результатов определяются цели для создания индивидуальной программы. Супервизор составляет эту программу, описывая пошагово, как достичь каждой цели.
Для удобства работы и контроля используется облачная платформа AutismTech (АутизмТек), доступная на разных устройствах. Родители могут участвовать в выполнении программы и следить за её эффективностью. Каждые три месяца я формирую отчёт AutismTech, где родители могут увидеть прогресс своего ребёнка.
− Дети с особенностями развития могут иметь повышенную чувствительность. Будет ли мой ребенок испытывать стресс или дискомфорт во время занятий? Как специалисты с этим справляться?
Да, дети могут испытывать стресс или дискомфорт во время занятий АВА-терапией, особенно если они сильно реагируют на новые звуки, запахи или ситуации. Вот несколько способов, как специалисты могут помочь в таких случаях, а также советы для родителей:
Индивидуальный подход:
Мы подбираем занятия специально для вашего ребёнка, учитывая его интересы и потребности. Это значит, что мы используем игрушки или методы, которые ему нравятся, чтобы занятия проходили легче.
Постепенность:
Новые задания и ситуации вводятся медленно, чтобы ребёнок успел привыкнуть. Так он не будет перегружен и сможет спокойно адаптироваться.
Перерывы:
Мы оставляем время для отдыха, когда ребёнок может расслабиться и восстановиться. Это может быть спокойное время с любимыми игрушками или просто момент тишины.
Похвала и награды:
Мы часто используем похвалу и подарки, чтобы поддерживать интерес и снижать стресс. Это помогает ребёнку чувствовать себя успешным и счастливым.
Общение с родителями:
Мы всегда общаемся с вами, чтобы понять, что может вызывать стресс у вашего ребёнка, и как лучше его поддержать во время занятий.
Помните, что каждый ребёнок особенный, и то, что подходит одному, может не подойти другому. Важно, чтобы вы делились своими мыслями и наблюдениями с нами, чтобы мы могли вместе создать комфортные условия для вашего ребёнка.
